Главная О школе Образовательные программы

Описание образовательной программы МБОУ «СОШ № 61»

Образовательная программа муниципального бюджетного образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 61», разработанная творческой группой педагогов, является нормативным документом учреждения, регламентирующим особенности организационно-педагогических условий и содержание деятельности школы по реализации федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Образовательная программа разработана с учетом типа и вида образовательного учреждения, запросов и образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей) и является документом, обеспечивающим единство образовательного пространства и достижение планируемых результатов на ступени общего образования. Образовательная программа обновляется через три года в соответствии с современными требованиями: составляется учебный план на год, разрабатываются рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), элективных курсов.

В связи с введением ФГОС второго поколения образовательная программа МБОУ «СОШ № 61» состоит из 3-х модулей:

1 модуль: основная образовательная программа начального общего образования, разработанная на основе требований ФГОС;

2 модуль: основная образовательная программа основного общего образования, разработанная на основе требований ФГОС;

3 модуль: основная образовательная программа среднего общего образования

Содержание 1 модуля ориентирует на организацию образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода, который обеспечивает:

- формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

- проектирование и конструирование развивающей образовательной среды для учащихся;

- активную учебно-познавательную деятельность учащихся;

- построение образовательного процесса с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся.

Содержание 2 модуля ориентирует на:

- сохранение единого регионального образовательного пространства;

- удовлетворение образовательных потребностей учащихся и их родителей (законных представителей);

- обеспечение базового стандарта образования путем рационального распределения федерального, регионального и школьного компонентов в учебном плане;

- обеспечение развития личностной и образовательной компетентности учащихся, их готовности и способности к непрерывному самосовершенствованию и самообразованию.

Содержание 3 модуля ориентирует на:

- формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, самостоятельности, инициативности, способности к успешной социализации в обществе;

- дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями и потребностями;

- обеспечение обучающимся равных возможностей для их последующего профессионального образования и профессиональной деятельности, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда.

Стратегическими целями образовательной программы являются:

- обеспечение доступности качественного образования;

- создание механизмов, обеспечивающих устойчивое развитие системы воспитания и дополнительного образования детей;

- формирование единого образовательного пространства в школе на основе использования информационных технологий;

- создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, развития психолого-педагогической, медико-педагогической и социальной поддержки их образовательной деятельности;

- формирование механизмов объективного оценивания качества образования в школе;

- совершенствование системы выявления, развития и адресной поддержки одаренных детей в различных областях творческой деятельности.

Организация образования в школе строится на принципах:

− фундаментальности и вариативности – построение образования на инвариантной основе единого федерального образовательного пространства, которое дополняется региональной и школьной вариативными составляющими;

− непрерывности и преемственности образования, образование рассматривается как постоянный процесс на протяжении всей жизни с опорой на предыдущий опыт и ориентацией на прогнозируемый результат;

− интеграции, предполагающего взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, элементов системы, связь между системами, являющегося ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов;

− дифференциации и индивидуализации, направленного на создание условий для полного проявления и развития способностей каждого школьника.

Образовательная программа является содержательной и организационной основой образовательной политики школы, адресована учащимся 1–11 классов и предполагает удовлетворение познавательных запросов школьников и их родителей (законных представителей) в получении качественного образования с 1 по 11 класс на базовом уровне.

Программа ориентирована на учащихся, достигших возраста 6,5 лет и старше, имеющих первую или вторую группу здоровья. Наличие третьей и четвертой группы здоровья не исключает возможности обучения в школе, но определяет содержание индивидуального психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.

Для учащихся 1-11 классов в возрасте до 18-ти лет, которые по состоянию здоровья не могут посещать занятия в школе, осуществляется индивидуальное обучение на дому по индивидуальным учебным планам в соответствии с имеющимися стандартами. Индивидуальные образовательные запросы учащихся учитываются при разработке учебного плана и выборе учебных программ, элективных, учебных курсов и курсов дополнительного образования.

Прием детей в школу осуществляется на основе Положения о приеме учащихся в МБОУ «СОШ № 61». Правила приёма на ступени начального общего, основного общего и среднего общего образования обеспечивают приём без конкурсного отбора по микрорайону школы, в соответствии с уровнем, достигнутого ими на этапе получения образования.

В 1 класс школы принимаются дети, которым исполнилось шесть с половиной лет при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

Право на зачисление в 5 класс имеют все учащиеся, успешно освоившие образовательную программу начального общего образования. Учащимся 5 класса предлагается программа основного общего образования, в которой соблюдены принципы непрерывности и преемственности между начальной и основной школой. Прием учащихся в 10 класс осуществляется на добровольной основе, согласно заявлению учащегося, при условии, что данный ученик освоил программы предыдущей ступени обучения.

Реализуемые образовательные программы

В образовательном процессе  используются учебники и методические комплекты для реализации задач ООП, рекомендованные и допущенные Министерством образования Российской Федерации.
В начальной школе реализуются УМК «Школа России».
Выбор УМК обоснован тем, что:
•        Учебный материал во всех учебниках представлен в таких формах, которые предполагают самостоятельную деятельность учащихся  по открытию и освоению новых знаний.
•        Особое значение имеет организация учебного материала в различных формах сравнения, в том числе и для постановки учебных задач.
•        Учебный материал способствует формированию учебной деятельности и направлен на развитие универсальных учебных действий учащихся.

УМК «Школа России» - наиболее востребованный комплект для начальной школы.   Он приведен в соответствие с новыми требованиями к начальному образованию, гарантирует достижение высоких результатов обучения, организует различные виды деятельности школьника, направлен на развитие личности ребенка.
Традиционная программа позволяет тщательно отрабатывать навыки учебной деятельности (чтение, письмо, счёт), которые необходимы для успешного обучения в средней школе.
Главными особенностями системы «Школа России» являются
•       приоритет духовно-нравственного развития и воспитания школьников,
•       личностно ориентированный и системно-деятельностный характер обучения.
 Все предметные линии, включая предметы эстетического цикла, формируют у ребёнка целостную современную картину мира и развивают умение учиться. В состав системы входят учебники по следующим курсам: обучение грамоте, русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, изобразительное искусство, технология, музыка, физическая культура, информатика,  английский  язык.
 Данный УМК позволяет:
•        Обеспечивать вариативность, уровневый подход в обеспечении образовательного процесса, тем самым создавая условия для освоения программы начального общего образования всем детям.
•        Развивать познавательную мотивацию и интересы обучающихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учеников с учителем и одноклассниками.
•        Формировать основы нравственного поведения, определяющего отношение личности  с обществом и окружающими людьми.

Характеристика реализуемых образовательных программ основной школы

Учебные курсы федерального компонента основной школы представлены в полном объёме, без изменений, с соблюдением часовой недельной нагрузки по каждому предмету, что обеспечивает единство школьного образования в стране.
Содержание образования на II уровне обучения является базовым для продолжения обучения на III уровне.
 Основная задача школы II уровня обучения - базовое образование и полноценная подготовка обучающихся основной школы к ответственному и осознанному выбору дальнейшего обучения.
Обучение по всем предметам осуществляется по государственным программам, количество часов соответствует требованиям государственных программ.
Региональный компонент направлен на достижение целей  федерального компонента государственного стандарта общего образования, разработанных в соответствии с основными направлениями модернизации общего образования, каковыми являются:
•        усиление воспитательного потенциала и социально гуманитарной направленности содержания образования;
•        формирование ключевых компетенций, готовности обучающихся использовать усвоенные знания, умения и навыки в реальной жизни для решения практических задач;
•        усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию обучающихся (литературы).
          Компонент образовательного учреждения направлен на  поддержание  общеобразовательных областей через обязательные предметы, которые выполняют следующие основные функции:
•        развитие содержания базовых предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов и получать подготовку для сдачи ЕГЭ;
•        удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности.
Усиление базового образовательного компонента производится за счет  школьного компонента:
- русский язык – 1-4, 5, 8, 9, 10, 11 классы (увеличено количество часов на 1)
- литература – 10 классы (увеличение на 1 час)
- математика – 7, 8,10, 11 (увеличение на 1 час)
- история – 10 класс (увеличение на 1 час)
- география – 6 класс (увеличение на 1 час)
- химия – 10 класс (увеличение на 1 час)
- география – 6 класс (увеличение на 1 час)
- обществознание  – 5 класс (увеличение на 1 час)
На изучение нового предмета "Информатика и ИКТ" в 7 классе из  школьного компонента выделен 1 час.


 В учебном плане в 9 классах отводится 1 час на  элективные курсы:  «Социально – экономические особенности и проблемы развития Приморского края»; «Приморье: от древности к современности».
 В процессе реализации элективных курсов   решаются следующие задачи:
- привить интерес обучающихся  к родному краю;
- развить  способности  к  освоению   предмета;
- создать условия для подготовки обучающихся к экзаменам по выбору.

 Характеристика реализуемых образовательных программ средней  школы

Учебные предметы федерального компонента в средней школе  представлены в учебном плане школы в полном объёме с соблюдением часовой недельной нагрузки по каждому из них, определённой региональным базисным учебным планом, что обеспечивает единство федерального образовательного пространства в стране.  
Учебный план III уровня обучения обеспечивает реализацию образовательной программы среднего общего образования.  Задачей на данном уровне обучения является обеспечение освоения программ среднего общего образования, развитие устойчивых познавательных интересов и творческих способностей обучающихся, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности.
Структура учебного плана 10, 11 классов представлена:
 базовыми учебными предметами, содержание которых определяется базовыми стандартами, предназначенными для завершения образования в области базовых компетенций. Их содержание определяется базовыми стандартами, компонентом образовательного учреждения.
Компонент образовательного учреждения на III уровне обучения представлен обязательными предметами и занятиями по выбору обучающихся, развивающими содержание базовых учебных предметов и позволяющими получить дополнительную подготовку к сдаче ЕГЭ.  

В школе ведутся:

- факультатив по математике, 11 класс (1 час);
- ИГ занятия:
  физика – 11 класс (1час)
  химия – 11 класс (1 час)
- элективнгые курсы:
  биология – 11 класс (1 час)
  история - 11 класс (1 час)

Обязательная и максимальная учебная нагрузка обучающихся во всех классах соответствует требованиям регионального учебного плана.
Вариативная часть УП при рациональном распределении часов (обязательной части и по выбору) используется на 100%, обеспечивает поддержку базового уровня образования, создаёт равный доступ к завершению полноценного образования для всех категорий обучающихся, имеет практическую направленность образовательного процесса и способствует мотивации обучающихся на подготовку к ЕГЭ.
Целостность УП обеспечивается сочетанием вариативности предметов и учебных курсов, при этом сохраняется принцип системного подхода не только при распределении часов вариативной части, но и в соблюдении преемственности в изучении предметов и курсов.
Контроль  реализации УП со стороны администрации осуществляется в течение года на всех уровнях обучения, в каждой образовательной области, во время урочных занятий и в процессе обучения по программам учебных курсов через работу методических объединений, в процессе осуществления плана работы школы.


Описание образовательной программы НОО

Основная  образовательная  программа начального общего  образования (далее - ООП НОО) разработана  в соответствии с требованиями  ст.14,15 Закона РФ «Об  образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего  образования (Приказ МОиН РФ № 373   от 06 октября 2009 года), на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения.
ООП НОО направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся. ООП НОО – программа действий  всех субъектов образовательного процесса МБОУ «СОШ № 61» по достижению качественных результатов современного образования.
Основная образовательная программа учитывает возрастные особенности младших школьников и опирается на планируемые в соответствии с Федеральным образовательным стандартом начального общего образования результаты.   
Основными характеристиками личности, достигаемыми на протяжении младшего школьного возраста (от 6,5 до 11 лет),  являются:
- смена ведущей дея¬тельности ребёнка —  переход от игры к систематическому, социально организованному обучению (при сохранении значимости игровой, на базе которой развиваются учебные навыки и компетентности);
- формирование системы учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять и реализовывать учебные цели (в процессе их реализации младший школьник учится пла¬нировать свою учебную деятельность, осуществлять её контроль и оценку);

- выносливость и упорство, позволяющие осуществлять учебную деятельность, требующую значительного умственного напряжения  и длительной сосредоточенности;

- эмоциональность, впечатлительность, отзывчивость и уравновешенность (младший школьник в достаточной степени управляет проявлениями своих чувств, различает ситуации, в которых их необходимо сдерживать, сочувствует товарищу, адекватно реагирует на эмоции учителя);

- приобретение опыта жизни в коллективе, когда существенно возрастает значимость межличностных и деловых отношений;
- усиление роли самооценки ребёнка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности (формируется на основе оценки его «значимыми другими», которыми являются, прежде всего, взрослые, особенно учитель).
При определении стратегических характеристик основной образовательной программы учитываются существующий разброс в темпах и направлениях развития детей, индивиду¬альные различия в их познавательной деятельности, воспри¬ятии, внимании, памяти, мышлении, речи, моторике и т. д., связанные с возрастными, психологическими и физиологи¬ческими индивидуальными особенностями детей младшего школьного возраста.
Основными субъектами образовательного процесса являются учащиеся, родители (через участие в родительском комитете), педагоги, общественность (через участие в Попечительском совете школы).
Начальное образование ставит перед собой следующие стратегические цели:
- сохранение и укрепление физического и психического здоровья, безопасности учащихся, обеспечение их эмоционального благополучия;
- развитие творческих способностей школьников с учетом их индивидуальных особенностей; сохранение и поддержка индивидуальности каждого ребенка;
- формирование у младших школьников основы теоретического и практического мышления и сознания; опыта осуществления различных видов деятельности;
- создание педагогических условий, обеспечивающих не только успешное образование на данном уровне, но и широкий перенос средств, освоенных в начальной школе, на следующие ступени образования и во внешкольную практику;
- помощь школьникам в овладении основами грамотности в различных ее проявлениях (учебной, двигательной, духовно-нравственной, социально-гражданской, визуально-художественной, языковой, математической, естественнонаучной,  технологической);
- приобретение каждым ребенком опыта и средств ощущать себя субъектом отношений с людьми, с миром и с собой, способным к самореализации в образовательных и других видах деятельности;
- становление учебного сообщества класса через разные формы учебного сотрудничества.
 Назначение программы
Основываясь на достигнутых результатах и традициях школы, учитывая тенденции развития образования в России и мировой практике, социально-политическую и культурную ситуацию в стране, были сформулированы следующие цели, задачи и приоритетные направления образовательной программы.
 
Цель: создать наиболее благоприятные условия для становления и развития субъектно-субъектных отношений ученика и учителя, развития личности школьника, удовлетворения его образовательных и творческих потребностей; помочь ребенку жить в мире и согласии с людьми, природой, культурой.
 
Задачи:
- обеспечение гарантий прав детей на образование;
- создание и развитие механизмов, обеспечивающих демократическое управление школой;
-  стимулирование творческого самовыражения учителя, раскрытия его профессионального и творческого потенциала, обеспечивающего развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями;
- совершенствование программно-методического обеспечения учебного процесса в различных формах организации учебной деятельности;
- обновление содержания образования в свете использования современных информационных и коммуникационных технологий в учебной деятельности;
- создание единого образовательного пространства, интеграция общего и дополнительного образований;
- создание условий для развития и формирования у детей и подростков качеств толерантности, патриотизма.
 Приоритетные направления:
- ориентация на компетентность и творчество учителя, его творческую самостоятельность и профессиональную ответственность;
- формирование мировоззрения через организацию проектно-исследовательской  деятельности школьников;
- совершенствование профессионального уровня педагогов в области информационных технологий;
- сохранение, укрепление и формирование здоровья учащихся;
- развитие системы непрерывного образования, воспитательного потенциала поликультурной образовательной среды.

Принципы реализации программы:
- программно-целевой подход, который предполагает единую систему планирования и своевременного внесения корректив в планы;
- принцип информационной компетентности (психолого-педагогической, инновационной, информационной) участников образовательного процесса в школе;
- принцип вариативности, который предполагает осуществление различных вариантов действий по реализации задач развития школы;
- включение в решение задач образовательной программы всех субъектов образовательного пространства.

 Прогнозируемый результат:
- повышение уровня образованности школьников, успешное освоение ими системного содержания образования;
- проявление признаков самоопределения, саморегуляции, самопознания, самореализации личности школьника;
- обретение качеств: ответственности, самостоятельности, инициативности, развитого чувства собственного достоинства, конструктивности поведения;
- творческая активность педагогического коллектива, развитие исследовательского подхода к педагогической деятельности, к инновационной деятельности, способность осуществлять ее на практике;
-  удовлетворенность трудом всех участников педагогического процесса.
 
Основная образовательная программа начального образования  содержит следующие разделы:
Целевой раздел
-              Пояснительная записка
-              Планируемые результаты освоения обучающимися  основной образовательной программы начального общего образования
-              Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
 Содержательный раздел
-              Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
-              Программы отдельных предметов, курсов  
-              Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
-              Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
 Организационный раздел
-              Учебный план начального образования
-              План  внеурочной деятельности
-              Система условий реализации ООП НОО
 Организация образовательной деятельности
Основной формой обучения является очная (классно-урочная) система.
 Образовательные программы
 Авторские программы УМК  «Школа России»
 
Учебно-методическое обеспечение
В образовательном процессе используются учебники и методические комплекты для реализации задач  ООП НОО, рекомендованные Министерством Образования Российской Федерации по программе «Школа России».
 Результатом реализации Программы является «модель» (образ) выпускника.  Модель выпускника – совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации образовательной программы школы.  Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися.  Качества, которые должны быть сформированы у выпускников школы в соответствии с задачами по уровням образования, определены в программе развития школы:
-              высокий уровень образованности;
-              культура мышления;
-              готовность к самостоятельной образовательной деятельности;
-              уровень развития  познавательных интересов у учащихся;
-              готовность к творческой исследовательской продуктивной деятельности;
-              умение оценить явления и процессы окружающей жизни, самооценки собственных убеждений и поступков;
-              система нравственно-этических качеств;
-              готовность к самоопределению, межличностному общению с людьми;
-              потребность ведения здорового образа жизни.
 Учащиеся, завершившие обучение на уровне начального общего образования должны:
-              освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана школы на уровне достаточном для продолжения образования на ступени основного образования, т.е. овладение чтением, письмом, счётом, основными мыслительными операциями;
-              овладеть навыками учебной деятельности, дидактическими умениями в соответствии с уровнем обучения, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни;
-              овладеть навыками детского творчества в различных видах деятельности.
 Измерители реализации образовательной программы
1. Контрольные и комплексные  работы.
2. Диагностика уровня обученности.
3. Результаты участия школьников в предметных олимпиадах, конкурсах.
4. Промежуточная  аттестация.



http://riaedu.ru/images/gazet.png

Контакты
  • Адрес: 690039 г. Владивосток, ул.Бородинская, 27
  • Тел: 232-56-34; 232-56-15

*Все информационные, фото, видео материалы на официальном сайте образовательной организации размещены с согласия сотрудников, родителей (законных представителей) учащихся.